главная - новости - контакты - ссылки - карта сайта

Статистика


меню
Авторизация
Логин
Пароль

Регистрация  |  Мой пароль?
Мы в Контакте
 

3. Деструктивные эмоции
Главная / 3. Деструктивные эмоции
Описание категории

Предисловие Далай-Ламы


далай лама фотоМногие человеческие страдания берут свое начало в деструктивных эмоциях. Так, ненависть порождает насилие, а вожделение питает пагубные привычки. И если мы неравнодушны к судьбе ближнего, то одна из наших первоочередных задач — уменьшить цену, которую человечеству приходится платить за такие неуправляемые эмоции. Я твердо убежден в том, что и буддизм, и наука могут внести значительный вклад в достижение этой цели.

Буддизм и наука — это не противоборствующие ми-ровоззрения, а скорее, различные подходы к решению одной задачи — поиску истины. Практика буддизма требует глубокого исследования реальности, а наука предлагает собственные способы проведения таких исследований. И хотя цели науки и цели буддизма могут отличаться, оба пути поиска истины расширяют объем нашего знания и понимания.

Диалог между наукой и
буддизмом — это двусторонний разговор. Мы, буддисты, можем использовать открытия науки для уточнения нашего понимания мира, в котором мы живем. Но ученые тоже могут использовать некоторые теории буддизма. Есть много сфер познания, где буддизм способен внести значительный вклад в раз-витие научного понимания, и некоторые из них стали главными темами диалогов Разума и Жизни.

Например, когда речь идет о механизмах мышления, то буддизм может предложить многовековой опыт внутренней науки, который может представлять практический интерес для исследователей, работающих в области когнитивных наук и нейронаук, а также в области изучения эмоций, поскольку это учение может в значительной мере способствовать пониманию этих механизмов. После наших дискуссий у некоторых ученых появились идеи относительно новых направлений в исследованиях.

С другой стороны, буддизм тоже может многое почерпнуть у науки. Я часто говорю, что каждый раз, когда получают научные факты, противоречащие буддийскому пониманию мира, буддизм должен поступиться некоторыми своими постулатами в соответствии с этими фактами. Мы всегда должны принимать точку зрения, которая опирается на факты. Если в результате собственных исследований мы убедимся, что научные выводы достаточно рациональны и обоснованны, то нам следует согласиться с ними. Однако необходимо провести четкое разграничение между тем, чего наука не знает, и тем, существование чего наука доказательно опровергает. Все, что признано наукой несуществующим, мы тоже должны признать несуществующим, но явления, которые просто пока не изучены, — это совсем другое дело. Взять хотя бы сознание. Несмотря на то что все чувствующие существа, в том числе и человек, пользуются сознанием с доисторических времен, мы до сих пор не знаем, что есть сознание на самом деле: какова его природа и как оно функционирует.

В современном обществе наука стала главной движущей силой человеческого и планетарного развития. С одной стороны, научные и технические новшества обеслечили стремительные темпы материального прогресса. Однако наука не может ответить на все вопросы, так же как в прошлом на них не могла ответить религия. Чем больше мы будем увлекаться погоней за материальным благосостоянием, игнорируя удовольствие, которое можно получить от внутреннего роста, тем быстрее станут исчезать из нашей жизни нравственные ценности. В конечном счете все мы испытаем горькое разочарование, потому что, когда в сердцах людей не остается места для справедливости и честности, раньше других страдают слабые. И от обид, вытекающих из подобной несправедливости, не сможет уберечься ни один человек.

Влияние науки на нашу жизнь с каждым днем возрастает, и в этих условиях религия и духовенство просто обязаны приложить все силы к тому, чтобы напомнить людям об их человечности. Мы должны уравновесить влияние научного и материального прогресса с осознанием ответственности, являющимся продуктом внутреннего развития. Вот почему я придаю такое большое значение диалогу религии с наукой, результатом которого могут стать новые открытия, способные принести неоценимую пользу человечеству.
Когда речь заходит о человеческих проблемах, вызванных деструктивными эмоциями, буддизм многое может поведать науке. Главная цель буддийского вероучения заключается в том, чтобы ослабить влияние деструктивных эмоций на нашу жизнь. Для решения этой задачи буддизм предлагает широкий спектр теоретических концепций и практических методов. Если в ходе научных исследований будет доказана полезность хотя бы некоторых из них, у нас появятся все основания искать способы обучения этим методам всех людей на свете — независимо от того, интересуются они буддизмом или нет.

Одним из результатов нашего диалога стала попытка таких научных оценок. Я с большим удовольствием сообщаю вам, что дискуссия Разума и Жизни, отчет о которой изложен в этой книге, смогла перерасти в нечто большее, чем простой обмен мнениями между буддизмом и наукой. Ученые сделали шаг навстречу и приступили к реализации нескольких программ оценки отдельных буддийских методов, которые могут оказаться полезными для всех, кому приходится сталкиваться с деструктивными эмоциями.

Я приглашаю читателей принять участие в нашем исследовании причин деструктивных эмоций и способов борьбы с ними и серьезно задуматься над многими из поднятых вопросов, играющих важное значение для каждого человека. Надеюсь, этот опыт общения науки и буддизма окажется для вас таким же вдохновляющим, как и для меня


 
нет товаров
Полезные статьи
 
ХОРОШИЙ, ПЛОХОЙ, ЗЛОЙ МОЗГ

ХОРОШИЙ, ПЛОХОЙ, ЗЛОЙ МОЗГ

Развитие мозга и личности
Характер — это наша природа и наша повседневная личность. Характер представляет собой наш типичный набор мыслей, чувств и действий. Когда мы делаем что-то, характерное для нас, это согласуется с прошлым поведением. Когда мы делаем что-то нехарактерное, это действие значительно отличается от наших действий в прошлом. В здоровом характере развиты черты, которые помогают двигаться вперед и создавать новое. Болезненные характеры разрушают нас и мешают нашему прогрессу и эффективности как человеческих существ.

Характер и нравственность взаимозависимы. Мораль связана с социальными представлениями о том, что правильно, справедливо и хорошо, в противоположность тому, что плохо, несправедливо и губительно. Такие определения мы сами и общество в целом даем неким поведенческим стереотипам. Нравственный человек поступает адекватно, справедливо и избегает причинять вред. Аморальный
(больные люди на голову)  человек не заботится о правильности своих поступков и способен причинить вред другим ради собственной выгоды.
Понимание того, что правильно, помогает нам выбирать поступки, заботиться о других и о себе. Слабое или плохо сформированное чувство нравственности присуще эгоистичным, самоцентрированным и неустойчивым в своих суждениях людям
(больные люди на голову). Характер и нравственность формируются всю жизнь. Они развиваются постепенно и способствуют зрелости человека. Здоровый характер и нравственность зависят от здоровья функций мозга.

Дабы стать таким человеком, каким вы хотите себя видеть, необходимо несколько факторов, в том числе нормальная работа мозга, способного моделировать поведение, учитывать прошлые и текущие стрессы и опыт. В то же время ваши мысли, чувства и действия влияют на функции мозга. И если мозг работает плохо, бывает трудно планировать, контролировать свои инстинкты, дарить и принимать любовь. Даже если мозг здоров, нам нужны положительные образцы для подражания, чтобы нейроны учились любви, справедливости и доброте.